Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Департамент евразийской интеграции и стран СНГ

Алексей Лихачев: Евразийская интеграция несет неоспоримые экономические дивиденды для всех ее участников

06.07.15

Первый заместитель Министра экономического развития Алексей Лихачев выступил на круглом столе Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации в ВТО и ЕАЭС «О направлениях и перспективах повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза».

По его словам, одной из серьезных тенденций мирового развития за последние десятилетия является формирование новой архитектуры мировой экономики, главными игроками в которой становятся большие экономические пространства. «Интеграцию национальных рынков в более крупные региональные, дающее конкурентные преимущества перед другими странами за счет создания более емкого общего рынка, мощного научно-производственного потенциала, объединенных внутренних источников развития можно рассматривать в качестве одного из важных факторов обеспечения стабильности и экономического роста для его участников, - отметил Алексей Лихачев.

Он подчеркнул, что проект Евразийской экономической интеграции и создание Евразийского экономического союза рассматривается Россией как одно из ключевых событий на мировой арене современных интеграционных процессов, как инструмент эффективного использования внутренних резервов государств-членов, совместного преодоления экономических вызовов, а также как плацдарм для дальнейшей интеграции.

ЕАЭС является полноценным экономическим союзом с присущими ему атрибутами: снятием внутренних барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведением согласованной или единой политики в ключевых сферах, формированием единых рынков.

Первый заместитель Министра заметил, что в Договоре о Союзе предусмотрено - стороны будут развивать промышленную кооперацию и промышленное сотрудничество, создавать совместные технологические платформы и промышленные кластеры, реализовывать совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, программы и проекты развития приоритетных видов деятельности.  Он отметил, что уже сейчас выделено для дальнейшей проработки 19 групп товаров, которые являются приоритетными для промышленного сотрудничества: продукция авиакосмической отрасли, автомобили, машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, дорожно-строительная техника, товары легкой промышленности, пластмассовые и резиновые изделия, изделия из дерева, станки, электробытовые приборы, строительные материалы, продукция металлургического комплекса и др.

По его словам, евразийская интеграция несет неоспоримые экономические дивиденды для всех ее участников. О важных экономических эффектах от интеграции свидетельствуют главным образом данные о динамике взаимной торговли Российской Федерации со странами – партнерами. «В 2014 году по сравнению с 2010 объем взаимной торговли товарами увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долларов, - сказал он. - Кроме того, наблюдаются положительные структурные сдвиги в товарной структуре взаимной торговли в сравнении со структурой внешней торговли с третьими странами: сокращение доли сырьевых товаров во взаимной торговле». Если в 2014 году доля минеральных продуктов в товарной структуре экспорта государств-членов в торговле с третьими странами составляла 73,3% и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2,9 %, то в объеме взаимной торговли в 2014 году она составляла 30,7% и по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 7,3%.

Внешнеторговый оборот России с Арменией за 2011-2014 гг. увеличился (+63,9%) с 0,86 до 1,4 млрд. долларов, с Белоруссией за тот же период увеличился (+15,1%) с 28,0 до 32,3 млрд. долларов, с Казахстаном -  (+39,0%) с 15,5 до 21,5 млрд. долларов, Киргизией – (+31,3%) с 1,4 до 1,8 млрд. долларов.

Алексей Лихачев подчеркнул, что правительства стран ЕАЭС ориентированы на совместное продвижение продукции и услуг на внешние рынки, развитие экономического сотрудничества на новых направлениях. Так же первый заместитель Министра экономического развития РФ подчеркнул необходимость активно развивать и совершенствовать инструментарий поддержки экспорта в рамках  ЕАЭС. «Внешэкономбанком, Банком развития Республики Беларусь, Банком развития Казахстана уже подписан Меморандум о сотрудничестве в инвестиционной и торгово-экономической сферах в рамках ЕАЭС», - напомнил он. При этом отметив, что в условиях развития системы поддержки экспорта в Российской Федерации существуют огромные возможности для его роста.  «Это имеющиеся сравнительные конкурентные преимущества в целом ряде отраслевых кластеров, благоприятные перспективы развития ряда важных для России товарных и региональных рынков», - сообщил он.

Речь шла и о финансовых институтах поддержки экспорта, где главными финансовыми инструментами выступают продукты группы Внешэкономбанка - кредитование с субсидированной процентной ставкой, страховая поддержка экспорта на базе ЭКСАР и предоставление государственных гарантий РОСЭКСИМБАНКом. Кроме того, на базе Внешэкономбанка создан Национальный экспортный центр.

Говоря о нефинансовых институтах поддержки экспорта, Алексей Лихачев отметил, использование механизмов работы двусторонних межправительственных комиссий и рабочих групп высокого уровня для продвижения интересов российских компаний на внешние рынки. «Уже к началу 2015 года появились новые МПК в Мьянме, Уругвае и Шри-Ланке. В течение 2015 года планируем создать МПК с Бангладеш и Малайзией», - заметил он.

По его словам будет расширяться и география торговых представительств в приоритетных для бизнеса регионах – Азии, Африке и Латинской Америке. «Мы внедряем практику региональных торгпредств, что позволит охватить максимально широкий список перспективных для российского экспорта стран», - подчеркнул он.

При этом он напомнил, что уже реализуется более 580 проектов, из которых завершено более 120. Общий объем заключенных контрактов по итогам завершенных проектов, по его оценке, составляет почти 900 млн. долларов.

Тем не менее первый заместитель Министра отметил необходимость законодательной базы по развитию экспорта, которая комплексно определила бы экспорт в качестве приоритетной сферы в экономике страны, зафиксировала функции и ответственность ведомств, подходы по определению приоритетных экспортных отраслей и продуктов, соответствующие бюджетному планированию и финансированию.

Документы