Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

О выполнении в 2007-2009 годах мероприятий плана реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленных на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков

29 декабря 2009 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

В Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная демографическая программа, основные направления которой определены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября   2007 г. № 1351.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – План мероприятий).
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленными на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков, являются сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков.
На первом этапе реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2007 - 2010 годы) в соответствии с Планом мероприятий осуществляются мероприятия по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по профилактике и раннему выявлению нарушений в состоянии здоровья детей и подростков.
С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляется программа «Родовый сертификат», направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, создание условий для рождения здоровых детей, совершенствование диспансерного наблюдения детей первого года жизни, снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. В рамках программы решаются вопросы укрепления материально-технической базы учреждений родовспоможения, повышения уровня квалификации медицинских работников женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник, повышения оплаты их труда.
В ходе реализации программы «Родовой сертификат», которая в 2008 году охватывала 92,7% беременных женщин (в 2007 году – 91,1%, в 2006 году – около 90%), создан механизм, позволяющий повысить качество наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорожденных детей.
Стоимость родового сертификата увеличена с 7 тыс. рублей в 2006 году до 10 тыс. рублей в 2007 году и до 11 тыс. рублей в 2008 году.
Фактические объемы дополнительного финансирования государственных и муниципальных учреждений службы родовспоможения и детских поликлиник по программе «Родовый сертификат» составили в 2007 году – 13,5 млрд. руб., в 2008 году – 16,5 млрд. рублей. По данным Фонда социального страхования Российской Федерации на 3 декабря 2009 года объемы финансирования в текущем году составили 14,3 млрд. рублей.
Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения существенно расширило возможности диагностики осложнений беременности и родов, оценки состояния плода и повысило качество диспансерного наблюдения беременных женщин, медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным.
Наметились тенденции улучшения состояния здоровья беременных и снижения частоты осложнений беременности и родов. Доля нормальных родов увеличилась с 35,1% в 2006 году до 36,8% в 2008 году.
Для усиления взаимодействия и преемственности в работе акушерско-гинекологической и педиатрической службы, и в целях снижения младенческой смертности, общей заболеваемости и инвалидизации детей раннего  возраста с 2007 года в рамках программы «Родовый сертификат»  проводится диспансерное (профилактическое) наблюдение за ребенком первого года жизни.
Это позволяет на более ранних сроках выявлять заболевания у детей, своевременно проводить им лечебные и оздоровительные мероприятия, снизить смертность.
Значительный объем работ по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям осуществляется в рамках мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы.
В рамках подпрограммы осуществляется строительство и реконструкция  учреждений родовспоможения и детства. Для  лечебно-профилактических учреждений приобретены  аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных для лечения гипотермии новорожденных, реабилитационное оборудование, поставлены комплекты диагностических наборов для проведения  неонатального скрининга.
Одним из эффективных направлений решения вопросов ранней диагностики и терапии врожденных и наследственных заболеваний является неонатальный скрининг.
Проведение массового обследования новорожденных на наследственные заболевания позволяет  обеспечить раннее выявление детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями, своевременное и адекватное их лечение, проводить профилактику развития тяжелых клинических проявлений заболеваний, снизить степень потери здоровья и тяжесть инвалидности. Это, в свою очередь, позволит в будущем создать детям возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни.
Для обеспечения неонатального скрининга в медико-генетические консультации субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется поставка необходимого оборудования  и расходных материалов для диагностики наследственных заболеваний.
Общие объемы финансирования мероприятий неонатального скрининга в 2006 - 2008 годах составили 1 148,9 млн. рублей. Для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения закуплено 189 единиц оборудования и 13,3 тыс. единиц расходных материалов.
В 2009 году медико-генетические консультации 79 субъектов Российской Федерации были доукомплектованы автоматизированными многофункциональными лабораториями для неонатального скрининга.
В 2007-2008 гг. и за 10 месяцев 2009 г. обследовано более 3,7 млн. новорожденных, выявлено 896 случаев наследственных заболеваний. Во всех случаях выявленных наследственных заболеваний проводится уточняющая диагностика, лечение, диспансерный учет.
С целью профилактики тугоухости и глухоты с 2008 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»  проводится ранняя диагностика нарушений слуха (аудиологический скрининг) новорожденных и детей первого года жизни, с последующим проведением при необходимости операции кохлеарной имплантации.
В 2008 году проведено 200  операций кохлеарной имплантации, за 11 месяцев 2009 года – 411 операций. В 2010 г. планируется увеличить число операций кохлерной имплантации до 1,2 тысяч.
Российская Федерации занимает третье место в мире после Германии и Польши по оказанию хирургической (кохлеарная имплантация) и реабилитационной помощи  детям-инвалидам с врожденной глухотой и тугоухостью.
Создается сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов с нарушениями слуха. В 2010 году планируется открытие федерального центра восстановительного лечения для детей после кохлеарной имплантации на базе детского санатория в Ватутинках.
Таким образом, завершается создание всей цепочки оказания специализированной помощи детям с нарушениями слуха: от ранней диагностики до высокотехнологичной хирургической помощи и реабилитации за счет бюджетных средств.
С целью улучшения состояния здоровья детей, находящихся в стационарных учреждениях, начиная с 2007 года проводится диспансеризация этой категории детей.
В 2007 году были обследованы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в стационарных учреждениях здравоохранения и образования. С 2008 года  профилактическому осмотру подлежат дети - сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пребывающие в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
В 2007 году осмотрено 124,7 тыс. детей, на проведение диспансеризации израсходовано 189,9 млн. рублей. В 2008 году осмотрено 333,0 тыс. детей, израсходовано 505,9 млн. рублей.
По итогам диспансеризации 86% детей, нуждались в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.
Всем детям с выявленной патологией разработаны индивидуальные программы  лечения и реабилитации, проведены необходимые лечебно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на федеральном уровне.
В 2009 году на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты,  предусмотрено 926,4 млн. рублей. По оперативным данным за 11месяцев 2009 года обследовано 284,7 тыс. детей, израсходовано 739,0 млн. рублей.
Реализация мероприятий по подготовке к поэтапному переходу к учету рождений и определению границ перинатального периода в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения (по отдельному плану).
 Утвержден План мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2008-2012 годы (приказ Минздравсоцразвития России от 25 августа 2008 г. № 443) по переходу субъектов Российской Федерации на современные технологии выхаживания детей, родившихся в сроки беременности 22 недели и более и/или с низкой и экстремально низкой массой тела, в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения.
 Разработан Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи, предусматривающий новые штатные нормативы родильных домов (отделений) и перинатальных центров и порядок оказания медицинской помощи женщинам в случаях угрозы прерывания беременности и преждевременных родов после 22 недель беременности с учетом обеспечения возможности оказания реанимационной помощи новорожденным с экстремально низкой массой тела (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 2 октября 2009 г. № 154).
Разработан Порядок оказания медицинской помощи новорожденным.
Проводится работа по актуализации стандартов оказания высокотехнологичной помощи новорожденным с низкой и экстремально низкой массой тела.
Проводится оснащение отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных современным медицинским оборудованием и аппаратурой для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
В 2009 году за счет средств подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. для детских лечебно-профилактических учреждений закуплено 44 аппарата искусственной вентиляции легких для новорожденных на сумму 39,6 млн. рублей.
За счет средств родовых сертификатов учреждениями родовспоможения субъектов Российской Федерации в 2007-2008 годах приобретено 3210 фетальных мониторов, 920 инкубаторов общей модели, 434 инкубатора интенсивной модели, 42 транспортных инкубатора, 801 аппарат ИВЛ для новорожденных, 4360 инфузоматов, 860 открытых реанимационных систем.
Разработка предложений по совершенствованию системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям.
Стационарная специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается в детских федеральных учреждениях, 69 областных, краевых, республиканских детских больницах, в 245 детских городских больницах, в 32 детских инфекционных и 11 детских туберкулезных больницах, в дневных стационарах при больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь новорожденным оказывается в родильных домах, перинатальных центрах, в пяти федеральных учреждениях акушерского и педиатрического профиля.
Число детей, которым оказана медицинская помощь с использованием высокотехнологичных видов, ежегодно растет. В 2007 году эта помощь оказана 31 тыс. детей,  2008 году – 38,0 тыс. детей. На 2009 год объем государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям увеличен до 46,8 тыс. человек. За 11 месяцев 2009 года высокотехнологичную помощь получили 36,7 тыс. детей, в том числе 12,1 тыс. детей-инвалидов.
В 2008 году в федеральных учреждениях здравоохранения получили специализированную медицинскую помощь более 100 тыс. детей, из них 30 тыс. детей-инвалидов.
Внедряются современные формы и методы оказания медицинской помощи новорожденным: выездные реанимационные неонатологические бригады, детские реанимационно-консультативные центры, межмуниципальные центры перинатальной медицины, хирургическая коррекция врожденных пороков развития у новорожденных.
Результатом реализации комплекса мер по улучшению материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, повышения укомплектованности медицинскими кадрами, совершенствования специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, внедрения в практику учреждений родовспоможения современных перинатальных технологий, развития реанимационной помощи новорожденным является устойчивая положительная динамика материнской и младенческой смертности.
Показатель материнской смертности в Российской Федерации снизился на 12,3% (с 23,6 на 100 тыс. родившихся живыми в 2006 году до 20,7 в 2008 году). Показатель перинатальной смертности снизился на 13,3% (с 9,57 на 1000 родившихся живыми и мертвыми в 2006 году до 8,3 в 2008 году), в том числе ранней неонатальной смертности – на 22,2% (с 4,24 до 3,3).
Показатель младенческой смертности снизился с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 8,5 в 2008 году (на 16,7% к уровню 2006 года). Число детей, умерших в возрасте до одного года, сократилось на 1637 человек. За период январь-октябрь 2009 показатель младенческой смертности составил 8,1 на 1000 родившихся живыми (92% к уровню 2008 года).
При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения  ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2007 году, 12,1 в 2008 году до 12,5 в 2009 году.
Коэффициент естественного  прироста населения в целом по Российской Федерации в 2007 году составил (-) 3,3, в 2008 году (-) 2,8, за 9 мес. 2009 г. (-) 1,7.
Положительный коэффициент естественного прироста населения в 2007 году отмечен в 19 субъектах Российской Федерации, в 2008 году в 21 субъекте и за 9 мес. 2009 года в 25 субъектах.

Предложения по дальнейшему развитию мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков.

Несмотря на положительные тенденции в снижении показателей смертности детей, уровень младенческой смертности остается существенно выше, чем в развитых странах, растет заболеваемость детей. Две трети детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья.
Отмечается рост общей заболеваемости детей первого года жизни (в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 2,7%), в первую очередь за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы.
Повышение показателя заболеваемости детей первого года жизни связано, прежде всего, с улучшением диагностики заболеваний в этот возрастной период в ходе проведения неонатального и аудиологического скрининга, за счет внедрения нового стандарта диспансерного наблюдения детей первого года жизни.
С целью обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, материнской и младенческой смертности, улучшения состояния здоровья женщин, детей и подростков, в том числе репродуктивного, снижения инвалидности детей необходимо развивать следующие направления.
1. Расширение сети учреждений родовспоможения, в том числе перинатальных центров.
Ввод в эксплуатацию 22 областных (краевых, республиканских) перинатальных центров, строительство и оснащение которых осуществляется в 2008-2010 годах при софинансировании из федерального бюджета, позволит оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь женщинам с наиболее тяжелой акушерской и перинатальной патологией, сохранять здоровье и спасать жизнь новорожденным.
С целью дальнейшего развития сети перинатальных центров необходимо дополнительное строительство четырех федеральных перинатальных центров в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском,  Южном федеральных округах, что обусловлено более высокими, по сравнению с другими федеральными округами, показателями материнской и младенческой смертности.
Кроме того, необходима модернизация существующих учреждений родовспоможения, обеспечивающих реанимацию и выхаживание новорожденных, в том числе родившихся с экстремально низкой массой тела. Дополнительно требуется создание 3 тыс. реанимационных коек для новорожденных с учетом рекомендаций ВОЗ (на 1000 родов – 4 реанимационно-интенсивные койки). Необходима организация и оснащение отделений патологии новорожденных для выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела.
Необходимо провести дооснащение учреждений родовспоможения современным медицинским оборудованием и обеспечение эффективными лекарственными средствами.
2. Увеличение стоимости родового сертификата.
Несмотря на позитивные изменения в ходе реализации программы «Родовый сертификат», уровень заболеваемости беременных женщин и рожениц сохраняется высоким, показатели материнской, младенческой и перинатальной смертности в Российской Федерации превышают аналогичные показатели в экономически развитых странах, что в значительной степени обусловлено качеством оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии. Для оказания адекватной реанимационной помощи женщинам и новорожденным необходимо оснащение учреждений родовспоможения современным медицинским оборудованием.
Наибольшую потребность учреждения родовспоможения испытывают в аппаратах искусственной вентиляции легких для новорожденных и взрослых, инкубаторах для новорожденных, в том числе для выхаживания недоношенных детей и транспортных инкубаторах, наркозно-дыхательной аппаратуре, реанимационных системах для новорожденных. 
В настоящее время возможности учреждений родовспоможения в приобретении медицинского оборудования ограничены, что обусловлено высокой стоимостью современного высокотехнологичного оборудования. В связи с этим дальнейшее финансирование программы «Родовый сертификат» является обязательным условием модернизации службы родовспоможения.
Переход Российской Федерации с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения,  повлечет значительное увеличение затрат на выхаживание новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Увеличение стоимости родового сертификата с учетом повышения его стоимости (поэтапно: с 2011 года – до 14 тыс. рублей, с 2012 года – до 16 тыс. рублей, с 2013 года – до 19 тыс. рублей) позволит учреждениям родовспоможения приобретать необходимые лекарственные препараты и медицинское оборудование для реанимации и выхаживания новорожденных, что будет способствовать повышению выживаемости новорожденных, в том числе с экстремально низкой массой тела, и снижению перинатальной и младенческой смертности.
3. Развитие дистанционных форм оказания медицинской помощи.
С целью повышения доступности высококвалифицированной медицинской помощи в отдаленных территориях необходимо развитие дистанционных форм оказания медицинской помощи и внедрение телемедицинских технологий.
Для повышения эффективности использования современного дорогостоящего оборудования необходима специальная углубленная подготовка медицинского персонала.
4.  Проведение неонатального скрининга.
Необходимо продолжить реализацию всех мероприятий неонатального скрининга для сохранения полноценной жизни, нормального развития детей с наследственной патологией.
6. Развитие неонатальной хирургии.
Рост общей заболеваемости детей первого года жизни отмечается в первую очередь за счет врожденных аномалий  (на 11,8%).
Своевременная коррекция врожденных пороков развития у детей является одной из важнейших задач отечественного здравоохранения. Развитие данного направления позволит сохранить жизнь детям с врожденными пороками и обеспечить им полноценное развитие и интеграцию в общество.
7. Развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям.
Вопрос обеспечения доступности и качества специализированной медицинской помощи женщинам и детям во всех регионах Российской Федерации полностью не решен.
Материально-техническая база действующих медицинских учреждений имеет значительный износ капитальных фондов, устаревшее оборудование, возможности приобретения современного высокотехнологичного медицинского оборудования из-за его высокой стоимости ограничены.
Необходима модернизация существующих медицинских учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь детскому населению, совершенствование подготовки медицинских кадров педиатрических стационаров, продолжение развития и внедрение новых эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения в педиатрическую практику.
8. Диспансеризация детей подросткового возраста.
Состояние здоровья, в первую очередь, детей подросткового возраста,  во многом определяет динамику демографического развития в перспективе и возможные демографические потери, обусловленные ухудшением здоровья этой категории населения.
Более 50% подростков имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
В целях предупреждения формирования хронической патологии, в том числе заболеваний репродуктивной сферы в подростковом возрасте, необходима ранняя диагностика функциональных расстройств и своевременное лечение выявленных заболеваний.
Для раннего выявления заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, с 2011 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется проведение углубленной диспансеризации подростков 14 лет.
Предполагается осмотреть 2 603 тыс. детей подросткового возраста (1 272 тыс. девочек, 1 331 тыс. мальчиков).
9. Создание условий для мотивации у детей и подростков ведения здорового образа жизни.
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включают, в том числе профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни, искоренение вредных привычек; развитие физической культуры, обеспечение здорового питания.
В 2009 году на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения предусмотрено создание 502 центров здоровья в 83 регионах Российской Федерации.
В 2010 году планируется их дооснащение медицинским оборудованием а также открытие и оснащение медицинским оборудованием 193 центров здоровья для детей.
Основной целью их деятельности является формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью; мотивирование их к отказу от вредных привычек, в том числе помощь по отказу от потребления алкоголя и табака; консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.
В целях совершенствования организации питания школьников в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Минобрнауки России реализует в 2008-2009 годах в 21 субъекте Российской Федерации экспериментальные проекты по отработке современных подходов к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.
10. Реабилитационная помощь детям.
В настоящее время в Российской Федерации развита сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Особенностью большинства реабилитационных учреждений для детей-инвалидов является их многопрофильность. В центрах оказывается квалифицированная медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая помощь, что дает возможность получать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией. В то же время требуется расширение сети реабилитационных центров, оснащение их современным реабилитационным оборудованием, более широкое внедрение современных реабилитационных технологий, совершенствование подготовки медицинских кадров.
Всего в системе здравоохранения России действует более 500 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения (кабинеты).
Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, образовательных учреждений коррекционного типа, санаториев, дневных стационаров и других учреждений,  проблемы детской инвалидности не теряют своей остроты.
В связи с тем, что 87% детей-инвалидов проживает в семьях,  необходимо продолжить обучение родителей навыкам и приемам реабилитации во время пребывания в реабилитационном учреждении с последующим проведением реабилитационной работы в семье, что соответствует современным мировым тенденциям.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1