Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Статья «У Северного Кавказа есть стратегия развития», «Парламентская газета», 1 октября 2010 г., № 48 (2464)

Источник: Минэкономразвития России
01 октября 2010 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

У Северного Кавказа есть стратегия развития

 
Юрий Говердовский

 
Одним из ключевых пунктов повестки дня очередного заседания Совета Федерации стала информация заместителя Председателя Правительства России, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина.

Вопрос «О стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», вынесенный на очередной «правительственный час» в Совете Федерации, вполне оправдан. Сам факт образования СКФО подтвердил наличие в этом регионе острых проблем, требующих большего внимания к их решению федеральной власти.

Чуть меньше года назад Президентом страны была поставлена задача по первоочередному решению ключевых экономических, социальных и политических проблем на территории Северного Кавказа. «Первые результаты мы сегодня имеем», – констатировал полпред, имея в виду разработанную и утверждённую Правительством стратегию развития округа до 2025 года, главной целью которой «является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики субъектов округа, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения».

Приоритетным направлением при этом выбрано активное развитие отраслей экономики, для которых в регионе уже имеются наиболее благоприятные условия. Это – агропромышленный, строительный, туристический, энергетический комплексы, промышленное производство, транспортная инфраструктура; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в целях повышения уровня занятости населения.


Также в приоритетах – развитие здравоохранения, образования, науки; жилищно-коммунальная инфраструктура; физическая культура и спорт; сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа; укрепление межнациональных отношений. Этот перечень говорит о том, что поднимать на новый уровень жизнь населения региона предстоит практически во всех сферах. Разумеется, выполнить это без экономического рывка невозможно. Поэтому реализация стратегии направлена на расширение собственной доходной базы субъектов, которая на сегодня оставляет желать лучшего.

Каких рубежей необходимо достичь к 2025 году? Рост валового регионального продукта запланирован в 2,7 раза, до 219 тысяч рублей на душу населения. Доходы региональных бюджетов должны возрасти в четыре раза, а реальная месячная заработная плата – в 2,5 раза, достигнув 23,8 тысячи рублей. Намечено в три раза – до 990 тысяч человек – увеличить число занятых на малых и средних предприятиях, создать 400 тысяч новых рабочих мест, тем самым сократив безработицу с 16 сегодняшних до пяти процентов. Для сравнения: в среднем по России безработицу планируют снизить с шести до трёх процентов.

Реализовать стратегию планируется в два этапа. На первом этапе (2010–2012 годы) стоит задача улучшить инвестиционный климат в регионе путём создания новых финансовых стимулов для развития экономики, привлечения средств Инвестиционного фонда и государственных банков, реализации инфраструктурных проектов, совершенствования системы государственного управления и законодательной базы. В ходе второго этапа (2013–2025 годы) планируется привлечение частных инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства для реализации намеченных проектов.

«Одним из основных инструментов в реализации стратегии должна стать государственная программа развития СКФО», – сообщил Александр Хлопонин. Её цель – сконцентрировать все бюджетные средства на приоритетных направлениях развития региона. В то же время сегодня на территории округа уже реализуются три федеральные целевые и 23 федеральные отраслевые программы. В числе федеральных целевых программ – «Юг России», программы социально-экономического развития Чечни и Ингушетии. В этом году на них направлено более 20 миллиардов рублей, в следующие два года планируется добавить ещё около 60 миллиардов рублей. Из реально сделанного – создание в Ингушетии кластера по производству строительных материалов, каскада малых гидроэлектростанций, перинатального центра в городе Магас. Инвестиционные проекты реализуют в других субъектах региона. Общий объём кредитования, предоставляемого республикам округа, превышает 156 миллиардов рублей, банки поддерживают кредитами 27 инвестиционных проектов.

В рамках развития туристического потенциала региона определён список перспективных территорий, предусматривающий развитие туристических рекреационных зон в Северной Осетии – Алании, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Адыгее. Государство намерено вложить в инфраструктуру этого туристического кластера 60 миллиардов рублей, а также поддержать их путём создания шести особых экономических зон с предоставлением дополнительных налоговых и таможенных льгот. Ожидается, что при таком подходе к делу удастся также привлечь около 400 миллиардов рублей частных инвестиций.

Важно, что гарантом инвестиционных вложений в реализуемые проекты согласна выступить федеральная власть в виде 70-процентной от суммы предоставленного кредита гарантии с использованием в качестве залога объектов, которые будут построены. На эти цели в будущем году предусмотрено выделить 50 миллиардов рублей.

Не обошёл полпред и тему коррупции, без существенного снижения которой в органах власти и повышения эффективности государственного управления в округе реализация стратегии невозможна. «В этой связи в мае 2010 года Правительством принято постановление о создании в округе особой системы государственного управления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти», – сообщил Александр Хлопонин.
В частности, кадровые назначения теперь подлежат обязательному согласованию с заместителем Председателя Правительства страны, а координацию работы территориальных органов федеральных структур осуществляет Министерство регионального развития. Эти и другие меры, в том числе по структурной перестройке, призваны сделать максимально прозрачными отношения в органах управления округа.

В целом же, по мнению полпреда, коррупции на Северном Кавказе не больше, чем в других российских регионах. Просто она имеет здесь более выраженную «национальную окраску». «Есть главный и самый сложный вопрос – национальный, – пояснил Александр Хлопонин. – И коррупция здесь имеет национальную окраску, и реализуется на уровне муниципалитетов по формуле «национальность – должность», на уровне региона – «должность – национальность», а на уровне федеральных органов – «кланы – должность». Чтобы устранить это негативное явление, и предприняты вышеназванные меры.

План по реализации стратегии с учётом каждого субъекта округа должно в ноябре этого года представить Министерство регионального развития.


Также принято решение о создании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, которую возглавит непосредственно Председатель Правительства  Владимир Путин.

Такое пристальное внимание к округу можно объяснить далеко не всегда эффективным и целевым расходованием выделяемых этому региону немалых государственных средств, что препятствует кардинальному улучшению социально-экономической ситуации на Северном Кавказе. Вот и представитель в Совете Федерации от Северной Осетии – Алании Валерий Кадохов с явной озабоченностью обратился к полпреду с вопросом – отработан ли механизм взаимодействия между Центром, регионом, компаниями при финансировании проектов в рамках реализации стратегии?

Ответ полпреда был подробным и продолжительным, что свидетельствовало о заданном по существу вопросе. «Если бы этот механизм был достаточно отработан, я думаю, что мы уже имели бы сегодня хорошие результаты на Кавказе», – заметил Александр Хлопонин. Сейчас это делается. И не без труда, так как, по словам полпреда, реализуемые сегодня на территории округа три федеральные целевые и 23 отраслевые программы «свести в единое целое и проконтролировать эффективность денежных вложений практически невозможно». Для этого и включается в дело Минрегион, создаётся правительственная комиссия. Строящихся объектов много, на них уже отпущено 68 миллиардов рублей. Между тем в полпредство представлено ещё 1100 проектов на общую сумму 3,4 триллиона рублей. При этом даже по многим ранее заявленным проектам нет проектно-сметной документации. Как же их в этом случае финансировать? Поэтому очень актуальна задача квалифицированной подготовки проектов, объективной оценки с тем, чтобы открыть на них финансирование. Полпред привёл пример: «На следующий год в бюджете запланировано 6,6 миллиарда рублей Инвестиционного фонда – все на проекты СКФО, на развитие инфраструктуры. А готов сегодня только Ставропольский край, который уже получает три миллиарда. Остальные деньги не распределены, так как нет конкретных готовых проектов, конкретной документации, в соответствии с которой надо финансировать эти проекты».

При этом полпред предостерёг – никаких дополнительных средств сверх первоначально выделенных из бюджета на инфраструктурное обеспечение проекта ждать не следует. И вообще, предупредил он, надо прекращать практику, когда даже под коммерческие проекты республики просят государственные деньги.

После окончания «правительственного часа», отвечая на вопрос «Парламентской газеты» «в каких субъектах СКФО социально-экономическая ситуация наиболее тяжёлая, в том числе по безработице?», полпред перечислил: «Непростая ситуация по занятости населения в Республике Ингушетия, в Чеченской Республике, в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Выравнивается ситуация в Ставропольском крае. Более-менее нормальная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике и в Республике Северная Осетия – Алания».

Также на «правительственном часе» была затронута ситуация с освоением каспийского шельфа, часть которого прилегает к Северному Кавказу. Полпред сообщил, что ни у одной российской корпорации сегодня практически не прописана такая работа, хотя это богатейшая нефтяными и газовыми ресурсами площадка. На наш вопрос «почему это происходит, какие риски существуют на шельфе Каспия для российских компаний?» Александр Хлопонин ответил: «Главные риски – это огромный объём инвестиций, очень большие расходы, «тяжёлая» нефть. С той системой налогообложения, которая сегодня существует, это сложное и экономически невыгодное занятие. Если будут предоставлены такие же льготы, какие существуют при добыче «тяжёлой» нефти в Сибири и на Дальнем Востоке, тогда станет возможным ускоренное развитие каспийского шельфа на российской территории».

В принятом Советом Федерации постановлении Правительству страны рекомендовано ускорить разработку и начало реализации государственной программы развития СКФО, принять меры по завершению в 2012 году строительства наиболее значимых объектов инфраструктуры региона Кавказских Минеральных Вод, создать в округе Северо-Кавказский федеральный университет. Также рекомендовано создать в Совете Федерации рабочую группу по разработке проектов федеральных законов, направленных на реализацию стратегии социально-экономического развития СКФО.

Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1