Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

 

Основные положения Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

29 декабря 2009 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

1.    Запрет на оборот энергорасточительных товаров

Возможностьвведения запретов или ограничения производства и оборота товаров,имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточногопредложения энергоэффективных товаров-заменителей.  

2.    Ограничения на оборот ламп накаливания

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.
Вводитсязапрет закупок для государственных и муниципальных нужд лампнакаливания любой мощности для целей освещения с 1 января 2011 года.
Указываетсяориентировочный срок возможного запрета на производство, импорт,продажу - с 2013 года ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с2014 года - мощностью 25 Вт и более.
Правительство РФ до 1 марта2010 г. должно установить требования к осветительным устройствам иэлектрическим лампам, принять правила утилизации использованных ламп,отходы которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью, атакже разработать государственную программу утилизации таких ламп,которая должна заработать уже с 1 января 2011 г.

3.    Маркировка товаров по энергоэффективности

Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности:
  • с 2011 г. - основные бытовые энергопотребляющие устройства;
  • с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику;
  • с2013 года и далее – иные товары по решению Правительства РоссийскойФедерации и с даты, установленной Правительством Российской Федерации.
4.    Требования по переходу на расчеты за энергоресурсы по приборам учета
До1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны бытьоснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чемчерез месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс наосновании данных приборов учета.
До 1 января 2012 г. всесобственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметьприборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (крометепловой энергии) с правом обратиться в организацию, осуществляющуюпередачу энергоресурса, за установкой приборов учета на условияхрассрочки платежа на 5 лет.
Для всех организаций, осуществляющихпередачу энергоресурса, вводится требование об организации с 1 июля2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учетапоставляемого ими энергоресурса для обслуживаемых ими потребителей.
Еслипотребитель в срок не установил прибор учета, организация,осуществляющая передачу энергоресурса, в течение года обязанаустановить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этимрасходы равными долями в течение 5 лет.

5.    Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям

Всевводимые в эксплуатацию здания, строения, сооружения (кромеиндивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий) должнысоответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода вэксплуатацию, так и в процессе их эксплуатации и должны быть оснащеныприборами учета энергоресурсов.
Требования по энергоэффективностиутверждаются Федеральным органом исполнительной власти(Минрегионразвития России) в соответствии с Правилами, утверждаемымиПравительством Российской Федерации. В целях обеспечения скорейшегоперехода к энергоэффективным технологиям Правительство РоссийскойФедерации вправе установить первоочередные требования поэнергоэффективности в самих Правилах.
В отношении новыхмногоквартирных домов вводится также требование определения класса егоэнергоэффективности и размещения информации о классе на фасадемногоквартирного дома.

6.    Требования к содержанию общегоимущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим,огородническим и дачным объединениям граждан

К требованиям посодержанию общедомового имущества собственниками квартир вмногоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия поэнергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаютсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации наосновании принципов, установленных Правительством Российской Федерации,и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде,имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде,наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.
Для общего имуществасадоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральныйорган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливаетперечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополненорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7.    Обязательные энергообследования

Органыгосударственной власти и местного самоуправления, регулируемыеорганизации, организации с не менее, чем контрольным участиемгосударства или муниципального образования, предприятия ТЭК,организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсовсоставляют более десяти миллионов рублей, обязаны проводитьэнергетические обследования до 2012 года и далее не реже 1 раза в 5 лет.
Энергообследованияпроводятся специализированными организациями – членами СРО поэнергообследованиям. Цели – сбор и обработка данных об использованииэнергоресурсов, расчет потенциальной экономии и составление необходимыхмероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.
Порезультатам энергообследования специализированная организацияпредоставляет заказчику энергопаспорт, а копию направляет вуполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МинэнергоРоссии), который устанавливает требования к энергопаспорту. Информацию,не указанную в энергопаспорте, исполнитель передает заказчикуэнергообследования в форме отчета.

8.    Бюджетные учреждения и закупки для государственных и муниципальных нужд (далее – госзакупки)

Вводитсятребование для всех бюджетных учреждений с 2010 года ежегодно в течение5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые имиэнергетические ресурсы.
С 1 января 2011 года запрещено длягосударственных и муниципальных нужд закупать лампы накаливания любоймощности, используемые в целях освещения.
Федеральный органисполнительной власти утверждает список товаров, работ, услуг, припроведении госзакупок которых должны учитываться характеристикиэнергоэффективности.
В части госзакупок Правительство РФ должноутвердить минимальные требования по энергоэффективности к закупаемымтоварам, работам, услугам (например, покупка бытовой и оргтехникиклассом энергоэффективности не ниже первого), а также требования кусловиям заключаемых государственными и муниципальными заказчикамиэнергосервисных контрактов.

9.    Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Программыпо энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всемигосударственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемымиорганизациями, а также регионами и муниципалитетами.
Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов.
В программах указываются целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

10.     Энергосервисные договоры (контракты)

Законописывает энергосервисные договоры (контракты), позволяющие физическими юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложениясобственных средств, за счет средств энергосервисной компании. Оплатапо энергосервисному контракту - часть стоимости сэкономленных ресурсов.
Допускаетсяприменение энергосервисных договоров (контрактов), совмещенных сдоговорами поставки энергоресурсов (для всех, кроме государственных имуниципальных заказчиков).
Закон устанавливает обязательные условияэнергосервисных контрактов, Правительство Российской Федерацииустанавливает требования к условиям энергосервисных контрактов длягосударственных и муниципальных нужд, уполномоченный федеральный органисполнительной власти утверждает примерные условия энергосервисныхконтрактов, совмещенных с договорами поставки энергетических ресурсов.
Законвводит обязательства для ресурсоснабжающих организаций и управляющихорганизаций предлагать населению меры по энергосбережению иэнергоэффективности, в том числе путем реализации энергосервисныхдоговоров (контрактов).

11.    Переход к долгосрочному тарифному регулированию

Однимиз основных стимулов к повышению энергоэффективности естественныхмонополий, организаций коммунального комплекса является применениедолгосрочных (на срок от 3х лет и более) методов тарифногорегулирования, включая в первую очередь метод доходностиинвестированного капитала, с одновременным закреплением обязательствкомпаний по качеству, надежности и развитию предоставляемых услуг.
Притаком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, втом числе на энергоресурсы, повышать эффективность использованияресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется укомпании и может быть использована на любые цели.
Законом вводитсявозможность перехода на долгосрочное тарифное регулирование всехпредприятий коммунального комплекса и предусматривается обязательныйпереход на долгосрочное регулирование в следующие сроки.
Вэлектроэнергетике:  для ФСК – с 1 января 2010 г., сетевых компанийхолдинга МРСК – в течение 2010 г, но не позднее 1 января 2011 года.;для иных электросетевых компаний, а также в теплоснабжении - с 1 января2012 года.

12.    Создание единой (межведомственной) государственной информационной системы по энергоэффективности

Вцелях методологической и информационно поддержки всего процессаповышения энергетической эффективности и энергосбережения создаетсяГосударственная информационная система. К ее задачам относится:систематизация сбора и обмена информацией о потреблении энергоресурсовс федерального, регионального и муниципального уровней, получениеаналитических данных о потреблении энергоресурсов и потенциалеэнергосбережения, и информирование субъектов, населения о возможностяхэнергосбережения и лучших доступных практиках энергосбережения иповышения энергетической эффективности.

13.     Формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Законпредусматриваются такие формы господдержки, как налоговые льготы в видевозможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации,инвестиционного налогового кредита, возмещения процентов по кредитам нареализацию проектов в области энергосбережения и повышенияэнергетической эффективности, а также предоставления субсидий нареализацию лучших региональных, муниципальных программ поэнергосбережению и повышению энергетической эффективности.

14.     Связь положений закона с техническим регулированием

Законустанавливает ряд требований, содержание которых относится ктехническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции,маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством отехническом регулировании предусматривается модель, при которой нормызакона,  принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранеепринятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до моментапринятия соответствующих технических регламентов.
При этом, есливступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которыепокрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферахдействие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательныхсохраняется.
Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.

Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1