Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Доклад Алексея Улюкаева на совещании о создании территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях

22.07.15

Министр экономического развития Алексей Улюкаев выступил на совещании о создании территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации с докладом о развитии моногородов.

Алексей Улюкаев: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Мы сегодня действительно видели, что происходит, когда материализуются риски монопрофильной специализации города: сокращение населения почти на 20% за несколько лет, упадок производительных сил, брошенные социальные учреждения. Мы можем работать в режиме пожарной команды, реагировать на каждый такой случай, а можем системно воздействовать на ситуацию в моногородах, где действительно 10% нашего населения, примерно 10% занятых, и в два раза выше безработица, чем в среднем по стране, используя те инструменты, которые у нас есть, чтобы диверсифицировать производство. Это можно сделать только через инвестиционную активность, а для этого есть два условия: приемлемая для бизнеса нормативная среда (с точки зрения налогов, с точки зрения страховых платежей, с точки зрения оформления административных прав и так далее) и решение инфраструктурных вопросов, тех узких мест, которых существует немало. Поэтому и созданы эти два инструмента: один – фонд моногородов и второй – возможность использовать в рамках программы моногородов инструмент территорий опережающего развития.

По нашим критериям мы к моногородам относим городские структуры с численностью населения не менее 3 тыс., в которых занятость на одном предприятии составляет не менее 20% от общей занятости. Три группы, напомню, у нас моногородов: кризисные, в зоне риска и относительно стабильные, исходя из динамики занятости, исходя из факта безработицы, исходя из конъюнктуры рынка, возможности материализации спросовых ограничений и так далее.

Мы ведём постоянный мониторинг в Министерстве экономического развития и по более чем 70 показателям собираем данные, что позволяет нам оперативно уточнять позицию моногорода в том или ином классификационном разрезе.

О наших инструментах. Фонд развития моногородов. Он одновременно является и консультантом при заключении соглашения с субъектом Федерации для правильного обоснования заявки, он является инструментом софинансирования программ, он является инструментом обеспечения управленческих решений, фактически является проектным офисом для реализации программы реструктуризации моногорода и к тому же сам осуществляет инвестиционные проекты, прежде всего для решения наиболее острых инфраструктурных проблем.

У нас уже работа началась. У нас бюджетирование прошлого года – 3 млрд, этого года – 4,5 млрд, на 2016–2017 годы – по 10,8 млрд. Общая сумма больше 29 млрд рублей. Деньги довольно большие, надо ими эффективно распорядиться, эта работа уже началась: по 11 моногородам уже заключены генеральные соглашения, по 3 моногородам началось софинансирование – уже первые деньги поступили. Надеемся, что первые результаты уже к концу этого года начнём видеть.

Второй инструмент – это инструмент территорий опережающего развития. Он немножко для моногородов отличается от той рамки, которая была создана сначала для территорий Дальнего Востока, потому что там это просто производственная площадка, а здесь это рамки административного образования, что управленчески, вероятно, позволяет, даёт больший манёвр и, видимо, является лучшим управленческим решением.

Есть критерии, по которым могут быть приняты решения о резидентах территорий опережающего развития, которые должны подписать соглашения о реализации инвестиционного проекта. Там довольно низкое пороговое значение: 5 млн рублей – по цене проекта, по созданию новых рабочих мест – 20 рабочих мест. Тоже мы специально, сознательно пошли на этот низкий порог, для того чтобы максимально стимулировать начало работы по созданию этих территорий.

Начинаем эту работу, создана комиссия. Вот председатель её – заместитель Министра экономического развития – здесь сидит. Мы сейчас ждём только регистрации приказа министерства в Минюсте, после регистрации приказа сразу начинаем работу по отбору тех моногородов, на которых целесообразно начать отрабатывать институциональную рамку территорий опережающего развития.

Что это даёт? На 10 лет соответствующий статус моногород может получить с возможностью продлить ещё на пять лет. Стандартные налоговые льготы по налогу на прибыль: федеральная часть полностью обнуляется, региональная часть – не выше 5% в течение первых пяти лет, в следующие пять лет – не ниже 10%. Снижение тарифа для тех резидентов, которые в первые три года работы территории опережающего развития получают статус резидента. Снижение тарифа по страховым взносам в четыре с лишним раза, то есть если у нас базовая величина – 34%, то здесь – 7,6%. Для тех ТОР, которые будут создаваться в моногородах, работающих с добывающими отраслями промышленности, – понижающий поправочный коэффициент при применении налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,2 – первые два года, 0,4 – третий, четвёртый год, 0,6 – пятый и шестой, 0,8 – седьмой и восьмой, и так в течение десяти лет действует разной величины понижающий коэффициент. И наконец, это региональные налоги, возможности освобождения от уплаты налога на имущество и иные налоги и сборы, право по которым предоставлено субъектам Федерации.

Мы рассчитываем на то, что эта работа  начнётся в ближайшее время. Естественно, обычные ограничения, которые существуют по резидентству, ограничения отраслевые, то есть производство подакцизных товаров, конечно же, не попадают под этот статус. И, конечно же, этот статус не будет предоставляться тем резидентам, которые хотели бы работать в той отрасли, по которой уже есть монопрофильное направление данного моногорода. Таким образом, эти два инструмента, один обеспечит структуру… Мы сейчас ездили по предприятиям, видели, что есть очень большая потребность в водоочистке и водоотведении. Это, конечно же, та инвестиция, которую сам инвестор делать не должен, мы должны его поддержать в этом направлении, и такого рода проекты, безусловно, будут приниматься к реализации.

Хочу в завершение остановиться на двух позициях немножко проблемных. По нашим расчётам, тех средств, которые у нас забюджетированы на четыре года, хватит на 20–30 моногородов, на 20–30 проектов. У нас 319 всего, 94 относятся к числу кризисных, то есть нам нужно будет очень внимательно посмотреть на бюджет – вот сейчас будем трёхлетку смотреть, с тем чтобы не потерять хотя бы этих позиций, а лучше их немножко укрепить.

И второе. С точки зрения нормативно-правового регулирования у нас происходит увеличение числа моногородов, которые относятся к категории кризисных, за год – на 19 (то есть было 75, стало 94). Это означает, что мы не оказываем упреждающего воздействия, то есть они из категорий тех, кто находится в зоне риска, перешли в категорию кризисных. Постановление, которое, Дмитрий Анатольевич, Вы подписали, которое позволяет создавать территории опережающего развития только в тех моногородах, которые относятся к кризисным, мне представляется, следовало бы распространить и на те, которые отнесены к категории находящихся в зоне риска, именно для того, чтобы этот риск не материализовался, чтобы мы могли работать на опережение. Спасибо.

По бюджетированию, по работе фонда этот отбор уже идёт. У нас уже 11 отобраны, и дальше эта работа будет продолжаться. Мы ещё не начали работу по ТОР.

Документы